История клуба самодеятельной песни "Звёздный"
Рассказывает Николай Глыбовский
Один из романов шестидесятых годов о «физиках и лириках» начинался так: «Это было время, когда по Москве бродили песни…». Речь шла о песнях, которые в разное время назывались по-разному. Сначала – туристические и студенческие. Но они быстро переросли ограниченность круга «парней в штормовках», собравшихся вокруг костра, или студенческой компании, а к их созданию приложили руку настоящие поющие поэты, такие как Булат Окуджава, Михаил Анчаров, Александр Галич. И стали эти песни настоящим явлением в социальной и культурной жизни страны, тем, что позже было названо самодеятельной или (более уважительно) авторской песней.
Естественно, увлечение авторской песней не могло не коснуться Байконура. Тем более, что во второй половине восьмидесятых годов жизнь в стране стала свободнее и естественнее, были отменены многие гласные и негласные запреты, в том числе и в армии, и многое стало возможным. И вот в начале марта 1987 года в городе появились рукописные объявления, предлагающие всем, интересующимся самодеятельной песней, собраться в Доме офицеров и создать клуб. На первую встречу в комнате 42 ГДО (надолго ставшей нашей резиденцией) пришло человек двадцать, что приятно удивило ее организатора Сергея Андреева, бывшего в ту пору старшим лейтенантом, военнослужащим в/ч 33937.
Дальше был период, который наш «начальник штаба» Сергей Гараган позже назвал медовым месяцем клуба. Мы были очень разные – разные любимые авторы, умение, возможности, разный уровень знания авторской песни. Одни предпочитали классику – Окуджаву, Визбора, Городницкого, другие – Розенбаума. Был даже один почитатель Юрия Лозы, который довольно быстро «перековался», познакомившись с настоящей авторской песней, и стал впоследствии одним из ведущих членов клуба. Одни сами писали и музыку и слова, другие – только музыку на чужие стихи, третьи просто пели.
Основу клуба составили именно те, кто пришел в этот период: Сергей и Наташа Андреевы, Александр Калистратов, Владимир Шкригунов, Станислав Беляков, Олег и Розалина Муромцевы, Сергей Гараган, Николай и Марина Глыбовские, Николай Типатов, Виктор Попов, Игорь и Валентина Садовниковы, Сергей Соловов и другие. Первое время главным было внутреннее общение, мы наконец-то нашли единомышленников, с которыми могли поделиться и песнями, и мыслями, и которые понимали друг друга с полуслова. Наши заседания начинались с песенной «разминки», далее разучивались новые песни, строились планы на будущее (которые, как это ни странно, во многом удавалось реализовать).
Исполнительский уровень, конечно, у всех был разный, но среди нас были профессионалы – Галя Толстых, Наташа Васина и Лиля Ахметшина, преподавательницы музыкальной школы, которые уделяли большое внимание его совершенствованию. Существование клуба предполагало и определенную организаторскую работу, которую, по собственному желанию, взял на себя «начальник штаба КСП» Сергей Гараган. Ну, а первым председателем клуба стал его организатор Сергей Андреев. Надо сказать, что руководство клуба нашло самую активную поддержку в лице начальника ГДО Василия Иосифовича Елисеева.
С течением времени рамки внутриклубного общения становятся тесными, а повышение уровня дает возможность, набравшись смелости, выйти «на широкую публику». Первый концерт состоялся в конце апреля вечером после общегородского традиционного субботника в малом зале ГДО. Тогда же возникла и достаточно смелая мысль принять участие в одном из традиционных фестивалей КСП – «Чимган-87». Этот фестиваль проводился ташкентским КСП в майские праздники и относился к числу достаточно крупных региональных фестивалей, в котором участвовали десятки клубов не только Средней Азии, но и всей страны, а в составе жюри были ведущие барды.
На этом фестивале появилось и название клуба. При регистрации участников на вопрос о нем, Сергей Андреев без долгих раздумий ответил: «Звездный». Вопреки поговорке, первый блин не вышел комом. Наших ребят – Калистратова, Кузина, Типатова – принимали очень тепло, а Андреев даже стал дипломантом этого фестиваля. В следующем фестивале нашего региона – «Алма-Ата-87», проводившемся в конце мая, принимали участие, наверное, самые опытные и профессиональные члены нашего клуба, начавшие петь вместе еще задолго до приезда в Ленинск, во время учебы в Ленинградском политехе,- трио «Бе-Му-Му» ( С.Беляков, Р. и О.Муромцевы). Результатом их участия также стал диплом этого фестиваля.
Заключительным событием начального, короткого, но радостного и плодотворного этапа жизни нашего клуба стал первый большой тематический концерт, посвященный дню рождения Юрия Визбора, в конце июня 1987 года в малом зале ГДО. Мы готовились к нему очень серьезно и основательно, волновались, будут ли зрители. И, когда собрался полный зал и всем желающим не хватило мест, причина волнений изменилась – оправдаем ли их ожидания? К счастью, те, кто пришел, оказались не просто зрителями, а нашими единомышленниками, любителями авторской песни (среди них было много командированных работников московских и подмосковных предприятий и НИИ – шли работы по программе «Энергия-Буран»),
и все прошло очень хорошо, несмотря на неизбежные мелкие технические неполадки и еле работающие кондиционеры. Многие песни зал пел вместе с нами, а те слова благодарности и поддержки, которые мы услышали от зрителей после концерта, заставили нас поверить, что то, что мы делаем в общем-то для собственного удовольствия, важно и нужно многим. Это было не только приятно, но и ко многому обязывало. Первый этап жизни клуба закончился, впереди были большие планы и ожидания.
2.
Вторая половина 1987 года – период взросления клуба. Поскольку сразу предполагалось, что мы не просто собираемся дважды в неделю, чтобы пообщаться и спеть песни в кругу друзей, необходима была определенная организационная работа. Появился Устав клуба, его эмблема (разработанная, как и многие другие последующие элементы клубной символики, Н.Глыбовским), был создан Совет клуба, в который вошли С.Андреев (председатель), А.Калистратов, В.Шкригунов, С.Гараган, М. и Н.Глыбовские, С.Беляков, Г.Толстых, В.Садовникова, Н.Типатов. Большая роль отводилась худсовету клуба, который возглавил С.Беляков. Было принято и решение о членских взносах, которые по желанию можно было уплачивать натурой – магнитофонными кассетами для фонотеки клуба.
Возникла еще одна клубная традиция – костры, когда мы собирались по вечерам на костровой площадке у Дома пионеров. Привлеченное звуками гитар и пламенем костра, к нам подтягивалось «местное население». Многие именно так и узнавали о существовании клуба и потом приходили к нам или, по крайней мере, становились постоянными зрителями на наших концертах и вечерах. Про один из таких костров была сделана передача ленинским телевидением (с которым у нас сложились самые хорошие отношения). Из заметных событий этого периода можно назвать участие в осеннем душанбинском фестивале «Варзоб-87», откуда наши ребята вернулись с очередным дипломом.
1988 год начался со ставшего позже традицией новогоднего концерта в большом зале ГДО, открывшегося тепло принятой зрителями песней Александра Ружникова о нелегком и рискованном труде Деда Мороза. 1988 год – пожалуй, один из самых интересных и насыщенных событиями периодов существования клуба. Тому было несколько причин – мы успели сдружиться и съесть если не пуд соли, то достаточное ее количество, клуб уже знали в городе и многие потянулись к нему, став, если не участниками, то по крайней мере, верными и благодарными зрителями, совершенствовались навыки и профессионализм исполнителей. Была еще одна немаловажная причина. Перестройку сейчас принято ругать или, как минимум, относиться к ней иронически.
Но то, что она дала народу гласность и свободу в получении информации, убрала многие политические и идеологические запреты – это трудно отрицать. Это было время прозрения для многих (кто хотел этого и был к этому готов). До этого авторская песня особо не поощрялась официальными инстанциями. Общеизвестно отрицательное отношение советских властей даже к таким корифеям как Владимир Высоцкий (при его жизни вышли всего лишь три маленькие пластинки-миньона с десятком его песен). И именно по изменению официального отношения к Высоцкому и его творчеству стало понятно, что наступили новые времена. 25 января 1988 года практически вся страна отмечала 50-летие со дня рождения Владимира Высоцкого.
И, естественно, КСП не мог остаться в стороне от этого. Мы подготовили вечер в большом зале ГДО. Несмотря на то, что в этот день по телевидению была масса интересных передач, посвященных Высоцкому, зал был полон. Мы оценили и веру в нас зрителей и ту ответственность, которую она налагала на нас. Вечер прошел замечательно (во многом благодаря тщательной и длительной подготовке), а чувства, возникавшие, когда весь зал пел вместе с нами, трудно вообще было передать словами.
Вторым подобным событием этого года стал вечер, посвященный 70-летию Александра Галича. Запрет с имени и творчества одного из наиболее ярких поэтов, драматургов и сценаристов шестидесятых годов был снят буквально за несколько месяцев до этого. Авторская песня была для Галича не самоцелью, а средством высказать наболевшее, открыть людям глаза на то, что происходит вокруг, на историю страны, попыткой достучаться до их душ и сердец. Ни с кем из бардов власти не расправились так жестоко – в 1973 году Галич вынужден был покинуть Родину, а в 1977 году погиб в Париже при неясных обстоятельствах.
И, если Высоцкого и его песни наши зрители знали, может быть, не хуже нас, то здесь нашей главной задачей было именно познакомить их с неизвестной многим пронзительной песенной поэзией автора, дать понять трагизм как его судьбы, так и судеб миллионов людей, пострадавших в годы сталинских репрессий. Судя по реакции зрителей, это нам удалось. Большая заслуга в этом Сергея Соловова – основного нашего знатока творчества Галича.
1988 год – это и традиционное участие в основных среднеазиатских фестивалях самодеятельной песни. Причем, поскольку большинство членов КСП были военнослужащими, их поездка, скажем, на традиционный весенний фестиваль на Чимгане, оформлялась приказом начальника космодрома. Он начинался очень солидно: «Во исполнение директивы Министра Обороны СССР и начальника Главного Политического Управления СА и ВМФ от 26.08.85г. «О дальнейшем развитии туризма…»» и содержал в части «Приказываю» такой абзац: «На фестивале представить песни, отличающиеся высоким художественным уровнем, оригинальностью замысла, своеобразием мелодического решения, содержательностью поэтического слова, отражающие патриотическую и нравственную тематику»
3.
В предыдущей статье шла речь об участии КСП «Звездный» в региональных фестивалях самодеятельной песни, проводившихся в Алма-Ате, Темиртау, Душанбе, на Чимгане, в Сибири и Поволжье. На определенном этапе развития клуба возникла идея провести свой фестиваль – на Байконуре. Хорошие организаторы (уж эти-то навыки армия развивает!) в клубе были всегда, а к началу девяностых годов появились и внешние условия – космическая отрасль и сам город стали не такими «закрытыми», как раньше, стало возможным пригласить на фестиваль достаточное количество гостей, КСП приобрел известность в городе и пользовался поддержкой командования части. А тут еще очень кстати подоспел юбилей космодрома.
В общем, в начале 1990 года начальником космодрома Байконур А.Крыжко было утверждено «Положение о 1 открытом фестивале самодеятельной песни «Байконур-90» в рамках празднования 35-летия космодрома Байконур». Девизом фестиваля стала строчка Булата Окуджавы «Возьмемся за руки, друзья!». Конкурс участников решено было не проводить – учитывая, что это первый опыт и главное – не соревнование, а живое и дружеское общение.
Фестиваль проходил с 18 по 21 мая, первый день – день заезда участников – закончился, как значилось в программе, «вечерним, плавно переходящим в ночной, костром-знакомством на берегу Сыр-Дарьи». А в субботу 19 мая состоялось официальное открытие фестиваля – на городском стадионе, с парадом участников и большим, почти трехчасовым концертом. На следующий день – традиционная для среднеазиатских фестивалей чайхана в летнем кинотеатре в парке – театрализованное песенное представление (песни, естественно, юмористического и сатирического плана). Для гостей фестиваля самым запомнившимся стал, наверное, четвертый день, о котором в программе говорилось:
«Экскурсия участников фестиваля на стартовую площадку ракеты «Энергия-Буран» и в музей космонавтики. Концерты перед стартовыми командами». В этот же день вечером состоялось закрытие фестиваля и заключительный концерт в Городском Доме Офицеров. На следующий день гости с большим сожалением прощались с Байконуром, а хозяева – с гостями. У меня до сих пор хранится большая типографская афиша фестиваля «Байконур-90», сплошь покрытая записями его участников – из Алма-Аты, Фрунзе, Ташкента, Темиртау, Бреста, Магадана, Уфы, Сосновоборска, Башкирии. Вот некоторые из них. «Эти дни самые счастливые в моей жизни, до сих пор не верится! Молодцы, ребята! Так держать!»,
«Дай вам Бог всего того, что не снилось Грушинке!», «Ребята, это был мой первый действительно фестиваль. Безо всяких там конкурсов. Сказать, что все было здорово, это значит ничего не сказать. Всем бы, да почаще, так вот петь, работать, жить.» И та запись, которую я читаю с наибольшим сожалением по ушедшим временам, молодости, друзьям: «Дай Бог, ребята, чтоб не последней была наша встреча!!!»
К сожалению, пожелание Артура Гладышева из Душанбе сбылось лишь частично. Не последней была эта встреча. Но – предпоследней… Удалось провести еще только один фестиваль – «Байконур-92». Сузился круг гостей – страна разбегалась по «национальным квартирам», сложнее решались транспортные проблемы, скромнее стала программа фестиваля. Правда, сохранилось ощущение праздника, теплота дружеского общения единомышленников. Но – приправленные горчинкой неопределенности того, что происходило в стране, неопределенности будущего. А это будущее сказалось на клубе самым печальным образом – к концу 1993 года 80-90% членов клуба покинули наш город.
Заключительным аккордом стал авторский концерт ведущего барда клуба Александра Калистратова осенью 1993 года – перед его отъездом из города. Он состоялся в большом зале ГДО, того, старого ГДО, где через три месяца после этого произошел пожар, и с тех пор он возвышается памятником самому сложному периоду Байконура – зиме 1994 года.
Прошли годы, наладилась жизнь, и настало время возрождения клуба. Но это уже другой «Звездный», другая история, и писать ее другим… А мы, участники того, старого «Звездного» сейчас живем в разных городах – Москве, Питере, Нижнем Новгороде, Киеве, Байконуре, иногда перезваниваемся, иногда встречаемся – или лично, или в Интернете (есть сайт клуба kspzvezdnyj.narod.ru ) и храним память о тех временах и нашей дружбе. И не теряем надежды собраться когда-нибудь на фестиваль «Байконур – 200?»…
Николай Глыбовский.