22.09.2012 – Из дальних странствий возвратясь...
Если перефразировать известный творческий писательский лозунг, в отношении бардов можно сказать – «Ни дня без песни!» Даже будучи в отпуске, байконурские члены клуба самодеятельной песни «Звездный» не выпускали из рук гитару, пели свои и разучивали полюбившиеся песни других авторов. Своеобразный творческий отчет о проведенном летнем отпуске был представлен в традиционном концерте открытия нового сезона «Из дальних странствий возвратясь…», прошедшем субботним вечером 22 сентября в малом зале ГДК.
Автор названия концерта «Из дальних странствий возвратясь…» должен был обладать не только широким кругозором и высоким интеллектом, но и изрядным чувством юмора, чтобы использовать первую строчку известной басни Крылова с не менее красноречивым заголовком… «Лжец». Суть басни вкратце: какой-то дворянин, из дальних странствий возвратясь, рассказывал небылицы своему приятелю да убоялся идти по мосту для лжецов и провалиться.
Барды «Звездного», в отличие от героя басни, напротив, люди честные и правдивые, и рассказы свои подкрепляли песнями. Благо, что и с юмором у них все в порядке.
Приятным сюрпризом для зрителей стал «Банкъ друзей клуба КСП «Звездный», устроенный из… стеклянной банки на тумбочке в уголке зала. В этот самый «Банкъ» зрители могли опустить пожелание или заявку на собственное выступление.
Для зачина барды выбрали песню в хоровом исполнении с оптимистическим зарядом «Добрый вечер!» (автор С.Матвеенко): «Добрый вечер! // Ожидания кончился век. // Добрый вечер! // К человеку пришел человек».
На радостях от встречи с публикой бардовцы радикально перекроили сценарий концерта. Успешно в роли ведущего выступила Олеся Азерникова, чередуя психологические портреты выступающих с афоризмами мудрецов. Взяв за основу мысль Аристотеля: «Мы боремся с досугом, чтобы иметь досуг, и ведем войну, чтобы жить в мире», О.Азерникова констатировала: «Мы рады, что завоевали время на досуг». Право первого «сольника» было предоставлено Александре Корниловой. По меткому выражению конферансье, она «двигатель, фейерверк, организатор праздника». А.Корнилова летом посетила сразу два фестиваля – Грушинский и «Степной аккорд» – и резюмировала: «Ни один фестиваль не проходит без последствий, в хорошем смысле слова». Последствием Грушинского стал анонсированный на 29 сентября концерт дуэта Балахнин – Андреенко, с которыми она познакомилась на «Груше» и пригласила в Байконур. «Маячки, магнитики позитива, добра, чего нам в жизни не хватает, хорошего, что заряжает», – отозвалась об этих исполнителях А.Корнилова.
Первой песней А.Корнилова выбрала не совсем обычную – «Письмецо» (автор Н.Санина) на военную тематику. Но память всегда в тему. Белобрысый мальчишка, герой довоенного детства, писал письма отцу: «Ты писал для отца, и во имя Победы и ради // Тех счастливых минут, перечеркнутых страшной войной». Песня Виктора Третьякова «Звездочка»: «Только я не стану спорить с судьбой // Все получится, молись – не молись…», про встречу двух одиночеств продолжила лирическую линию.
Однако стоило появиться на сцене «ортодоксальному барду» Андрею Котовичу, как настрой зала моментально сменился на юмористический после анекдота про Карузо и Мойшу. «Баня» Геннадия Балахнина про поездку мужиков в деревенскую баню и потеряный трактор окончательно стряхнула с публики остатки скованности. После чего А.Котович поразмышлял о смысле жизни в «Ангеле» и поиронизировал над редеющими волосами в «Оптимистической».
Афоризм Гете о том, что «вдохновение не селедка, которую можно засолить навсегда», как раз, по мнению О.Азерниковой, о Владимире Киме. В его творчестве не бывает застоев, у него масса собственных песен, но петь он предпочитает… чужие. Такие вот бардовские парадоксы. В.Ким в тему о путешествиях спел песню Визбора о Костроме, а в дуэте с А.Корниловой исполнил классику жанра: «Под музыку Вивальди».
Борис Найштут, человек с двумя «крайностями», на концерт выбрал обе – В.Третьякова с «Песней быка-производителя» и второго любимого автора – Т.Шаова «Не ходи» с призывом не ходить к врачам, чтоб болезнь не нашли, абсолютно здоровому «Ивану Ивановичу Иванову».
О.Азерникова в перерыве между конферансом одарила публику собственной «Осенней»: «К весне нацелен клин из журавлей», и мечтой «На маленькой быстрой реке я выстрою дом».
К многочисленным творческим ипостасям Тараса Вороны, как выяснилось, добавилась еще одна – гимнописец. На суд зрителей он выставил свеже написанный гимн Твери. Правда, еще не заявленный на конкурс. Следом Т.Ворона признался «Я давно ничего не писал» с третьим недописанным куплетом и оргвыводом. Но третьей песней «Получилось хорошо» вернул себе позитив.
За лето не обошлось без потерь. Трио «3D» уменьшилось до дуэта в связи с отъездом Е.Шкуриной. В усеченном виде А.Корнилова и О.Азерникова исполнили «Японку», «Ты мое дыхание», «Песню про бороду». В новом качестве дуэт смотрелся, конечно, необычно, но творчества ради дуэту впору давать объявление о наборе в группу третьей солистки, чтобы восстановить былую оригинальность и полифонию исполнения.
Владимир Якимов в «Звездном» – «апологет авторского исполнительства». От их дуэта с дочерью Варварой и песен В.Туриянского словно повеяло исконной, туристической, бардовской романтикой. А «Переведи меня через Майдан» Варвары в дуэте с В.Кимом сорвал давно ожидаемую овацию. К окончанию концерта поспел и Владимир Тиньгаев и «с корабля на бал» спел рожденные летом песни «Колобок» и «Фестивальная».
Вопреки финальной песне «А все кончается, кончается, кончается», сезон в КСП «Звездный» только начинается!
Вячеслав ЕГОРОВ, газета "Байконур"